
Однако, мама отреагировала тихо. Упёршись лбом в придуманную обо мне легенду для соседей и подруг, она сдержала натиск попыхивая сигареткой. Милиция потрепала её покой и убедившись в моём тотальном отсутствии, испарилась. Одна штуковина вызвала подозрение - про меня вспомнили в месяцы общения с Пашковым. Не придав значения неприятности - она меркла в свете триумфа, я недооценил бдительность российских органов.
Классики марксизма убеждены, что развитие происходит по спирали. С каждым витком всё повторяется, но на новом уровне. Я не марксист. Вместе с тем, если череда происшествий затягивается, удаляя субъект от исходного пункта, то пропорционально растёт вероятность, что вдруг окажешся в самом начале. Это может произойти внезапно. Вдруг перешагивашь через время и пространство. Прошлое находится совсем рядом, но не в виде воспоминаний, а в реальности. Думаю, что наиболее подходящее название для феномена: "Эффект арки". Уверяю Вас, что без ментов на Анадырском проезде не возникли бы эти страницы. Неприятные посетители в московской квартире стали скромной премъерой - блеклым северным сиянием, когда делается петля, возвращающая назад. Господу мало точки над "и". Он хотел большего.
1.
Протиснувшись сквозь многонациональную толпу, Борман вывел нас к аппендициту, чудом вместившему парочку рядов из стульев как в кинотеатре. Позабавила их металлическая пустота, но взглянув на наряд плечистых охранников и надпись, я понял куда попал. Крохотным шрифтом на табличке стояло: "Выдача паспортов". Обозначенная дверь была не плотно закрыта и из кабинета доносились отголоски пристутствия посетителя - мы следующие на очереди.
Минуты проходили в молчании. От безделья, я наблюдал как стража меняла направление заблудившихся азюлянтов и перечитывал рекламный буклетик, восхваляющий благополучие. С него мраморно скалились папа и мама с ребёнком, а лозунг гласил: "Больше места для семьи!". В здешнем зале ожидания, вопреки миниатюрным габаритам, простора предостаточно, а за окном хорошая погода, гудят машины и колышутся ветки тополей.
- Ну что же. Давай, вперёд! - мой спутник заставил вздрогнуть.
Мимо прошмыгнул задержавший нас проситель.
- Один что ли? Я один не пойду!
- Давай-давай! Туда без меня. Если произойдёт непредвиденное, то я здесь. Позовёшь.
Он проводил меня взглядом до черты и, клянусь, имел вид купца, совершившего выгодную сделку - Бормана распирало от удачи. Я перешагнул и оказался в полутёмной комнате. В углу ждала короткостриженная дама. Вручив ей стопку бумаг и фотографии, я сел, а она начала проверку данных. Удостоверивовшись в правильности, открыла сейф где лежали пустые, незаполненные книжицы. Произведя ряд манипуляций с одной из них на специфическом принтере, дама вклеила моё изображение. Поставив небольшие круглые печати мне вручили долгожданный документ в руки. Он имел серый цвет, а на обложке стояло "Заграничный паспорт". Перелистывая его, я увидел информацию о своём росте и цвете глаз. В графе "гражданство" зияла пустота.
Сделав подпись и поблагодарив, я вышел. Борман считал пылинки, прислонившись к дверному косяку. Мы обнялись. Сейчас трудно анализировать ход мыслей около кабинета, где всё закончилось. Мне выдали, так называемый "Паспорт иностранца" - документ, получаемый теми, кто не может вернуться в страну исхода. Его дают безродным, гонимым чтобы легализовать пребывание и наделить обладателя правами полноценного жителя планеты. Он вручён на основании несправедливого преследования и исключительности случая.
"Паспорт иностранца" - детище великого полярного исследователя Нансена, одновременно являвшегося политиком, давшего Лиге Наций идею создания удостоверения личности для потерявших гражданство. Им обладали Иван Бунин, Сергей Рахманинов, Марк Шагал и многие-многие другие, оказавшиеся в непонятке. За время существования документа, его сжимали сотни тысяч или даже миллионы рук. Международный офис Нансена по вопросам беженцев получил Нобелевскую премию за великий вклад в распространение этого особого паспорта, делающего мир гуманнее. Он открыл мне двери, дал возможность учиться, иметь семью и ничего не бояться. С ним путешествия сменили оттенок, став легальными. Впервые, я смог купить билет на самолёт в тур-агентстве и провести отпуск в Сеуте.
Признаюсь, что не интересуюсь вопросами глобальных масштабов. Пускай их решают президенты. Тем более, что не мог голосовать, а следующее продление должно было произойти через два года, но оно пустая формальность. Меня интересовали колышущиеся тополя на тёплом летнем ветре, когда я шёл по аллее домой. Мне интересна искренняя радость друзей, увидивших счастливый конец по совпадению пришедшийся на идеальный солнечный день.
Борман в связи с громким скандалом из-за беглых солдат и рядом прочих выигранных дел, получил звёздный статус в адвокатской среде. Его услуги подорожали, а канцелярия переместилась на одну из центральных площадей Мюнхена - напротив биржи. Теперь у него не два с половиной помещения в переулке и секретарша, а огромный, вылизанный этаж и дюжина сотрудников, получающая от него зарплату. Он стал соавтором нового немецкого "Закона об иностранцах", принятого Бундестагом в 2005-ом году.
Бывало, что натыкался на жалость или на утверждения о том, что растратил лучшие годы. Друзья, прекрасно, когда жизнь размеренна, но не смотря на старания у меня так не получилось. Невольно, я стал свидетелем долгосрочных процессов протекающих в Германии и Европе. Видел как она меняется не со стороны. Я начал как бомж, ночуя в кустах, завернувшись в суконное одеяло. Цеплялся за соломинку. Познакомился со стенами английской тюрьмы. Прошёл через статус изгоя. Любил на Монмартре, верил в Брюсселе, надеялся в Барселоне, учился ждать и побеждать. Пускай в моих словах пафос. Я хочу сказать всем, что счастливый человек и счастье нашёл в долгом, тернистом пути. Не могу вспомнить, где именно лежала коробочка с бантиком. По дороге из исполкома на Крайбургер Штрассе я ощутил необыкновенную гордость и появившись дома не стал напиваться до упада, а обкурился с Катрин травой. Благо, в А-Хроме мне дали отпуск.
В Париж мы ездили вместе, чтобы дать Катрин возможность официально уволиться и забрать мебель. К сожалению, никто не проверил мой паспорт на немецко-французской границе, а так хотелось. Катрин осталась в Мюнхене и, вскоре, нашла работу. Перед возвращением, я сделал последние кадры на свой аналоговый фотоаппарат. Они хранятся в особой папочке. Другая папка у меня с рисунками и вырезками из газет, связанными с эпохой девяностых. Есть ещё третья - весом килограмма четыре. На ней надпись "Процесс". Там сохранены все документы, имеющие отношение к побегу из армии. Больше в неё не надо ничего добавлять.
Сейчас "Дневник" подходит к финалу. Разумеется, многое упущено и в эпопее имеются эпизоды не пришедшие в голову в нужный момент. К своему стыду, я жуткий лентяй. После получения паспорта случилась череда событий, имеющих непосредственное отношение к вышесказанному. Мне хочется поведать о последствиях, о своеобразной мистике, посыпавшейся дождём и не завершающейся по сей день.
Продолжение будет
Иммигрантский дневник. Часть № 63.
Иммигрантский дневник. Часть № 62.
Иммигрантский дневник. Часть № 61.
Иммигрантский дневник. Часть № 60.
Иммигрантский дневник. Часть № 59.
Иммигрантский дневник. Часть № 58.
Иммигрантский дневник. Часть № 57.
Иммигрантский дневник. Часть № 56.
Иммигрантский дневник. Часть № 55.
Иммигрантский дневник. Часть № 54.
Иммигрантский дневник. Часть № 53.
Иммигрантский дневник. Часть № 52.
Иммигрантский дневник. Часть № 51.
Иммигрантский дневник. Часть № 50.
Иммигрантский дневник. Часть № 49.
Иммигрантский дневник. Часть № 48.
Иммигрантский дневник. Часть № 47.
Иммигрантский дневник. Часть № 46.
Иммигрантский дневник. Часть № 45.
Иммигрантский дневник. Часть № 44.
Иммигрантский дневник. Часть № 43.
Иммигрантский дневник. Часть № 42.
Иммигрантский дневник. Часть № 41.
Иммигрантский дневник. Часть № 40.
Иммигрантский дневник. Часть № 39.
Иммигрантский дневник. Часть № 38.
Иммигрантский дневник. Часть № 37.
Иммигрантский дневник. Часть № 36.
Иммигрантский дневник. Часть № 35.
Иммигрантский дневник. Часть № 34.
Иммигрантский дневник. Часть № 33.
Иммигрантский дневник. Часть № 32.
Иммигрантский дневник. Часть № 31.
Иммигрантский дневник. Часть № 30.
Иммигрантский дневник. Часть № 29.
Иммигрантский дневник. Часть № 28.
Иммигрантский дневник. Часть № 27.
Иммигрантский дневник. Часть № 26.
Иммигрантский дневник. Часть № 25.
Иммигрантский дневник. Часть № 24.
Иммигрантский дневник. Часть № 23.
Иммигрантский дневник. Часть № 22.
Иммигрантский дневник. Часть № 21.
Иммигрантский дневник. Часть № 20.
Иммигрантский дневник. Часть № 19.
Иммигрантский дневник. Часть № 18.
Иммигрантский дневник. Часть № 17.
Иммигрантский дневник. Часть № 16.
Иммигрантский дневник. Часть № 15.
Иммигрантский дневник. Часть № 14.
Иммигрантский дневник. Часть № 13.
Иммигрантский дневник. Часть № 12.
Иммигрантский дневник. Часть № 11.
Иммигрантский дневник. Часть № 10
Иммигрантский дневник. Часть № 9.
Иммигрантский дневник. Часть № 8.
Иммигрантский дневник. Часть № 7.
Иммигрантский дневник. Часть № 6.
Иммигрантский дневник. Часть № 5.
Иммигрантский дневник. Часть № 4.
Иммигрантский дневник. Часть № 3.
Иммигрантский дневник. Часть № 2.
Иммигрантский дневник. Часть № 1.
Фейсбук: https://www.facebook.com/nikolaj.nakropin
Journal information